Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Как стимулировать желание учиться: простые советы для родителей

Дата: 16 мая в 12:33, Обновлено 7 октября в 15:28

КАК СТИМУЛИРОВАТЬ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ: ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Матюшенко Юлия Борисовна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа №6 г.Речицы имени С.В.Сыча», shkola6@rechitsa-edu.gov.by, +375234076822

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Работа по повышению учебной мотивации должна вестись и родителями, и учителями, и различными специалистами.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой и родителями стоит задача по формированию и развитию у  ребенка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе.       

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Следует различать понятия мотив и цель. Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается отложить приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться - это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять. В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий.

Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

-    мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

- мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах. Родители могут создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов.

Учение в школе – это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ребенка можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе, и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития.

Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

- интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

- уверенность в себе;

- направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

- интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

- потребность и возможность в самовыражении,

- принятие и одобрение значимыми людьми;

- актуализация творческой позиции;

-  осознание значимости происходящего для себя и других;

- потребность в социальном признании;

- наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

- ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье).

Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка (например, критики), следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.

Критикуйте, сопереживая. Делать это тоже надо грамотно.

Виды критики

Примерные фразы

Подбадривающая критика

Ничего. В следующий раз сделаешь лучше. А в этот раз не получилось.

Критика-упрек

Ну, что же ты? А я на тебя так рассчитывал.

Критика-аналогия

Когда я был таким, как ты, я допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от моего учителя.

Критика-надежда

Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь зада­ние.

Критика-похвала

Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая.

Критика-сопереживание

Я хорошо тебя понимаю, вхожу в твое положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не выполнена.

Критика-сожаление

Я очень сожалею, но должен сказать, что работа выполнена некачественно.

Критика-удивление

Как? Неужели ты не подготовил урок? Не ожидал…

Критика-упрек

Эх, ты! Я был о тебе более высокого мнения...

Критика-намек

Я знал одного человека, который поступил точно так же, как ты. Потом ему пришлось трудно...

Критика-смягчение

Наверно, в том, что произошло, виноват не только ты …

Критика-замечание

Не так сделал. В следующий раз постарайся сде­лать правильно.

Критика-требование

Работу тебе придется переделать!

Конструктивная критика

Задание выполнено неправильно. Что ты собира­ешься теперь предпринять?

Критика-опасение

Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа бу­дет выполнена на таком же уровне.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

Как поддерживать у детей интерес к учебной деятельности?

1.Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах.

2.Способствуйте зарождению новых детей у ребенка, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.

3.Пытайтесь ставить перед детьми краткосрочные цели, задачи, так как иногда дети становятся «перегруженными» сложными задачами. Это не значит, что данные задачи сложны для выполнения, просто дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени. Иногда дети сразу могут отказываться в решении задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.

4.Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.

5.Хвалите ребенка за любые усилия. Некоторые дети могут испытывать проблемы с преобразованием своих усилий в конечный результат. Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Вместо того чтобы говорить: «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».

6.Помогите ребенку научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.

7.Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов.

8.Помогайте ребенку найти связь учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику.

9.Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребенка, никогда не сравнивайте его с другими детьми, родственниками.

10.Старайтесь быть для ребенка примером человека, который постоянно учится.

Главный совет родителям – будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе. Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь и вы хотите принимать в ней участие.

Список литературы:

  1. Волкова, Б. С., Волкова, Н. В. Детская психология.-М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога.-М.: «Просвещение», «Учебная литература»,1996.
  3. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе.-М.:ТЦ «Сфера»,2001.
  4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. - Питер, 2007.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.