Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Распознавание факторов суицидального риска, суицидальных признаков, алгоритм действий при их выявлении для педагогических работников, психологов, социальных педагогов

Дата: 30 июня 2022 в 10:40, Обновлено 1 ноября 2024 в 00:07
Распознавание факторов суицидального риска, суицидальных признаков, алгоритм действий при их выявлении для педагогических работников, психологов, социальных педагогов.
Суицид – это осознанное лишение себя жизни. Является крайней формой проявления девиантного поведения, и чаще всего выступает следствием фрустрации, т.е.  обмана, тщетного ожидания, когда человек не видит выхода из сложившихся обстоятельств. Это в свою очередь, порождает агрессию, направленную в зависимости от индивидуальных особенностей молодого человека либо на себя самого, либо во вне.
Суицидальной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни.
Внутренние суицидальные проявления включают в себя:
  • суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
  • суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;
  • суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.
К внешним формам суицидного поведения относятся:
  • суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
  • завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.
Большинство суицидальных действий в подростково-юношеском возрасте, будучи микросоциально обусловленными (отношения в семье, в учреждении образования, с любимым человеком и т.п.), направлены не на самоуничтожение, а являются «криком о помощи».
Педагогам необходимо обращать внимание на следующие предостерегающие признаки суицидального поведения:
1. Словесные предостерегающие признаки
Должны насторожить следующие заявления юноши или девушки:
1.Прямо и явно говорить о смерти:
«Я собираюсь умереть», «Я не могу так жить», «Всем будет лучше без меня», «Мне нечего ждать от жизни», «Я не могу этого вынести», «Я стал обузой для всех», «Я покончу с собой» и т.д.
2.Косвенно намекать о своем намерении:
«Я больше не буду проблемой», «Ничто больше не имеет значения», «Вам больше не придется за меня волноваться», «Они пожалеют о том, что они мне сделали».
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
 2. Невербальные предостерегающие признаки:
  1. Поза несчастного человека (сгорблен, опущены плечи, не знает либо куда деть руки, либо они безжизненно опущены).
  2. Мимика, потухший взгляд (внешне вроде улыбается, а глаза грустные, как «у побитой собаки» или смех сквозь слезы, при разговоре не смотрит в глаза собеседнику).
  3. Рисунки (изображает черепа, смерть, кровь, мертвеца, например, с отрубленной головой и т.д.).
  4. Проза, стихи, записи в дневнике, записки, письма родственникам, любимым, обидчикам и т.д., пронизанные грустью, печалью, разочарованием, криком о помощи, безнадежностью или конкретно, говорящие о смерти.
3. Поведенческие предостерегающие признаки
  1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Надо обратить внимание, когда замкну­тость, обособление становятся глубокими и длительными, когда че­ловек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
  2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от време­ни капризничает, хандрит. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
  3. Депрессия.    Так как депрессия предшествует большинству суицидов, раннее распознавание симптомов депрессии и ее лечение по­средством медикаментов и психотерапии — важный фактор предупреждения суицида.
         Признаки депрессии:
  • потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;
  • неспособность к адекватной реакции на похвалы;
  • чувство горькой печали, переходящей в плач;
  • чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоува­жения;
  • пессимистическое отношение к будущему, негативное вос­приятие прошлого;
  • повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;
  • снижение внимания или способности к ясному мышлению;
  • вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;
  • снижение эффективности или продуктивности в учебе, ра­боте, быту;
  • изменение привычного режима сна, бессонница или повы­шенная сонливость;
  • изменение аппетита с последующим увеличением или поте­рей веса.
  1. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом учащегося обра­тить на него внимание, помочь ему, особенно если это аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя, например, из-за чувства вины). Однако подобный призыв обыч­но дает противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента.
  2. Наличие конфликта и конфликтной ситуации, которые могут спровоцировать суицид или суицидальные попытки молодого человека. Поэтому педагогам, необходимо постоянно изучать социальное окружение учащегося: на примере личного наблюдения, из бесед с коллегами, специалистами СППС, родителями (если такая возможность имеется), со сверстниками и т.д.
  1. Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т. п.);
  2. Нарушение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормаль­но повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
  • Раздача другим подарков, вещей, имеющих большую личностную ценность. Некоторые люди, планирую­щие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи, окончательно приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами.
  • Демонстрация радикальных перемен в поведении: подросток перестал следить за собой, начал пропускать занятия, не выполнять домашние задание, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном состоянии; замкнулся от друзей и семьи; стал чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему;
  • 4. Ситуативные предостерегающие признаки: социальная изоляция, положение «отверженного» в классном коллективе; серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; наличие суицида у кого-то из членов семьи, друзей; наличие физических особенностей или тяжелой болезни; предпринятые ранее попытки суицида; чрезмерная критичность к себе.
Алгоритм действия педагогов при подозрении на наличие у учащегося суицидальных намерений:
  • Открыто поговорить о намерениях с учащимся (ни в коем случае не угрожать, не осуждать, не читать нотаций, не пытаться переубеждать);
  • постараться установить доверительные отношения, не оставлять учащегося одного;
  • обратиться за помощью к специалистам СППС;
  • поговорить с родителями учащегося;
  • в экстренной ситуации - обратиться за помощью к психиатру или психотерапевту, на «Телефон доверия» психологической службы для детей и подростков – 8(017)315-00-00.
Алгоритм действия специалистов СППС при подозрении на наличие у учащегося суицидальных намерений:
  • провести углубленную психологическую диагностику депрессии и суицидального риска (не менее 3-х методик на каждую сферу);
  • в случае, если риск суицида не выявлен, но у ребенка имеются психологические проблемы, проводить с ним психокоррекционную работу;
  • при низком суицидальном риске с результатами тестирования ознакамливают родителей, рекомендуется консультация врача-психиатра в плановом порядке, психокоррекционная работа с психологом;
  • при определении среднего суицидального риска с результатами тестирования ознакамливают родителей, рекомендуется экстренная консультация врача-психиатра в плановом порядке, психокоррекционная работа с психологом; дается информация о возможностях получения психиатрической, психотерапевтической помощи, даются номера «Телефонов доверия»;
  •  при определении высокого суицидального риска организовать наблюдение за несовершеннолетним, исключающее совершение им самоповреждения, сообщается руководителю учреждения, родителям ребенка, организовать немедленное сопровождение ребенка на консультацию к врачу-психиатру, для решения вопроса о госпитализации в учреждение «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница».
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.